Праздники. История Новозаветной Пасхи

П А С Х А. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Это самый радостный и самый торжественный праздник, в который вспоминается величайшее событие тридневного восстания Господа Иисуса Христа из гроба, после Его распятия, крестной смерти и погребения. Воскрес Христос рано утром по прошествии субботы, в первый день недели, отчего этот день и получил у нас название Воскресения, хотя на всех других языках он сохранил свое прежнее языческое наименование дня солнца (Sunday,Sonntag), а по-славянски — недели.

Пасха Христова — торжество из торжеств. Св. Еnифаний Кипрck­ий говорит об этом так: “Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…”. В священных песнопениях Цеpковь называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать, ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо “Христос воста, веселие вечное”. В 45‑м слове на Пасху Св. Григoрии Богослoв говорит:

“Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть, Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды”.

Слово “Пасха” ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова “песах” (“проходит мимо”) — для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование “Пасха” получило особый смысл и стало обозначать прохождение от смерти к жизни. от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: “… Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия” .

Пасха совершенно естественно соединялась с воспоминанием о воскресении Господа. О Пасхе говорится в I Кор. V, 7—8. Это скорбно-радостное событие. Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церк0вь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. О Пасхе говорит Теpтуллиан, различая «пасху распятия» и «пасху воскресения». После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. Факт пасхальных споров указывает на неединообразие в вопросе о времени праздника. Традиции отдельных церквей вносили свои особенности: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, зависящим от луны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана, откуда наименование этого течения «квадродециманами». На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14‑й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церкoвь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апрели, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Во всю Светлую седмицу положен целодневный звон в церквах, в знак особого торжества Церкви, празднующей победу Господа над адом и смертью. В эти дни любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.

В день Пасхи и прочие дни Светлой седмицы священнослужители славят праздник, обходя дома своих прихожан с крестом и пением пасхальных песнопений.

Многие дарят друг подарки на Пасху, самым распространенным из которых является красное яйцо, символизирующее Воскресение Христово.

Добавить комментарий