Православное христианство в Азербайджане: отношения, построенные на веротерпимости

Азербайджанская Республика является прикаспийским государством на Южном Кавказе, которое восстановило свою независимость после распада Советского Союза в 1991 году. Располагаясь на перекрестке Восточной Европы и Юго-Западной Азии, Азербайджан выступает в качестве связующего звена в диалоге обеих цивилизаций. Историческое прошлое, географическое положение и этнический состав населения обусловили существование на ее территории различных религий. В определенные периоды идолопоклонство, огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других верований распространялись тут в той или иной степени, каждый из которых внес свой вклад в оригинальность религиозной палитры страны.
Большинство населения, а точнее 96%, исповедует ислам. Здесь также проживают христиане, иудеи и представители других конфессий. Согласно Конституции, религия отделена от государства. Азербайджан одна из 11 мусульманских стран, в которых секуляризм определен конституционно. В соответствие с принципами секуляризма государство одинаково относится ко всем религиозным убеждениям.
Сегодня по количеству последователей христианство после ислама является второй широко распространенной религией в Азербайджане. Пейзаж этой религии в стране довольно разнообразен и богат: здесь живут последователи Албано-удинской христианской общины, а также православные, католики, представители различных протестантских конфессий и новых христианских религиозных движений. Христиане составляют около 2 процентов населения страны. Это преимущественно русские, белорусы, греки, грузины, удины, украинцы и представители некоторых других меньшинств. Хотя среди христианских конфессий в мире по количеству последователей католики занимают первое место, протестанты — второе, православные — третье, ситуация в Азербайджане иная: самой большой христианской конфессией здесь является православие, которое представлено Русской и Грузинской православными церквями.
Русская Православная Церковь пришла в Азербайджан в XIX веке, когда царские войска вступили на эту древнюю землю. После этого, в результате переселения русских, белорусских, украинских и других православных народов, Церковь была глубоко укоренена в стране и вскоре превратилась в самую большую христианскую деноминацию. В качестве церковной организации история Русской Православной Церкви в стране начинается со строительства часовни Святителя Николая Чудотворца на месте старой мечети около Девичьей башни в 1815 году.
Во времена Российской империи Русская Церковь обладала большими привилегиями вплоть до Февральской революции 1917 года. В результате революции царизм рухнул, а прежние колонии империи объявили о своей независимости. Азербайджанский народ не остался безучастным перед историческими и политическими событиями, и в свою очередь предпринял шаги по восстановлению традиций государственности.
Таким образом, 28 мая 1918 года была создана Азербайджанская Демократическая Республика. АДР со своим мусульманским большинством населения не объявил ислам официальной религией и не отдал предпочтение какой-либо религии или деноминации. Православные храмы в АДР действовали свободно, православные верующие не подвергались какой-либо дискриминации и пользовались правами, признанными для всех. Достаточно упомянуть тот факт, что в парламенте Азербайджанской Демократической Республики была представлена фракция «Славяно-российское общество». Свобода совести в республике была ликвидирована, когда войска 11-ой Красной Армии оккупировали Азербайджан, в результате которой в стране 28 апреля 1920 года была установлена советская власть.
После распада СССР и восстановления азербайджанским народом традиций государственности 18 октября 1991 года в жизни православной общины произошел ряд значительных исторических событий, одним из которых является восстановление Бакинской и Прикаспийской епархии.
15 ноября 2013 года при Кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц был открыт Православный религиозно-культурный центр Бакинской и азербайджанской епархии. В церемонии принял участие глава государства. 

vestnikkladez.ru Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц
Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц

Епархия занимается обширной благотворительной деятельностью. К примеру при церкви Св. Архангела Михаила функционирует благотворительная столовая для сирот. В то же время епархия ежегодно устраивает благотворительные концерты, проводит воскресные школы и курсы катехизиса, издает журнал «Православный Каспий» и газету «Православный вестник».
Бакинская и азербайджанская епархия, в основном, опирается на добровольные пожертвования прихожан, продажу религиозных товаров и, самое главное, финансовую помощь правительства Азербайджана. Сегодня Бакинская и азербайджанская епархия вносит большой вклад в развитие межрелигиозных отношений и укрепление в стране атмосферы веротерпимости. Сотрудничество между правительством и епархией находятся на высоком уровне, религиозные потребности православных верующих всегда находятся в центре внимания правительства.
Грузинская православная церковь окормляет грузин, которых в республике проживает около 9 900 человек. То есть, грузины составляют 0,1% населения страны, в основном поселены в Гахском районе. Наибольшее количество прихожан в грузинские храмы наблюдается во время праздника «Кюрмюкоба» в мае и ноябре. В стране действуют четыре грузинских православных храма: Грузинская православная церковь Св. Георгия (1888 год, село Гахингилой Гахского района), Грузинская православная церковь Св. Нино (конец 19 века, село Алибейли Гахского района), Грузинская православная церковь Св. Самебы (1892–1894 гг., село Котукли Гахского района), Грузинская православная церковь Св. Михаила (1892–1894 гг., село Машабаш Гахского района).

Храм св. Георгия (ГПЦ)


Указанные грузинские православные церкви охраняются Министерством культуры как религиозно-исторические памятники. Местные грузинские православные религиозные общины также полагаются на добровольные пожертвования прихожан. Управление мусульман Кавказа также оказывает существенную финансовую помощь грузинским православным, что является свидетельством существующей в стране веротерпимости и взаимопонимания медду конфессиями. Государство в пределах годового лимита бесплатно предоставляет природный газ храмам, мечетям, религиозным общинам, а также грузинским православным храмам.
Говоря о православии в Азербайджане, стоит вспомнить и трагические страницы в жизни Русской правосланой церкви, а именно раскол, произошедший при Патриархе Никоне. Первые упоминания о старообрядцах в стране относится к 30‑м годам XIX века. Прячась от преследований царизма, они обосновались в пещерах поселка Алтыагадж Бакинской губернии. А живущие здесь сектанты-молоканы снабжали их едой. К сожалению, точное количество старообрядцев, проживающих сегодня в Азербайджане, не известно.
Несмотря на армяно-азербайджанский, Нагорно-Карабахский конфликт, в центре города Баку в целости и сохранности находится армяно-григорианская церковь. Это еще один показатель веротерпимости азербайджанского народа. По данным Государственного комитета по статистике Азербайджана на 2009, в стране проживает около 120 тысяч армян. Большинство из них живут в Нагорном Карабахе.
Как видно из вышеизложенного, религиозно-этнический межконфессиональный диалог и веротерпимость, считающиеся одной из демократических ценностей в прогрессивном мире, является образцовой формой азербайджанского общества. Как многоэтническая и многоконфессиональная страна, сегодня Азербайджанская Республика проводит политику полной интеграции в мировое сообщество, поддерживает все усилия по защите религиозной свободы в мире.

Автор: Айхан Гасанов.

Добавить комментарий