Кризисная семёрка. Что нас ожидает (или уже настигло). Часть 1.

Возраст подростка – возраст противостояния, он чем-то похож на кризис трёхлетнего ребёнка. Проблемы очень похожие.

«Я сам!» — вы это помните? Суть осталась та же, ребёнок хочет действовать самостоятельно.

Почему? Потому что идёт интенсивный поиск самостоятельности, а с ним вместе – переоценка ценностей и авторитетов.

С ребёнком начинает происходить цепь внутренних изменений. А внешне они выражаются в тех самых «фокусах», которые так порою изводят вас.

Нам надо понять подростка и помочь ему понять себя.

 

Что нас ожидает?

 

Итак, начнём:

- негативизм. Ребёнок отказывается что-то выполнять только по одной причине: потому что делать это предложили ему вы, взрослый человек.

 

- Упрямство. Настаивает на чём-то не потому, что ему действительно этого хочется, а потому что сам об этом сказал.

 

- Обесценивание того, что было дорог, привычно, интересно раньше (может сломать игрушку, которую ему не вовремя предложили).

 

- Строптивость ребёнка направлена не против конкретного человека (папы, мамы), а против принятых в семье норма поведения.

 

- Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам. Но если во время первого кризиса (в маленьком возрасте) он стремился к физической самостоятельности, то теперь своеволие идёт от того, что он желает осуществлять свои самостоятельные (личные, персональные) намерения.

 

- Протест, бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребёнок находится в состоянии войны вообще – с окружающими; в постоянном конфликте с ними.

 

- Деспотизм. Ребёнок стремится властвовать над всеми окружающими. Особенно проявляется деспотизм тогда, когда в семье один ребёнок и ему слишком потакают и опекают его.

 

(Продолжение следует…)