Кризисная семёрка. Что нас ожидает (или уже настигло). Часть 1.
Возраст подростка – возраст противостояния, он чем-то похож на кризис трёхлетнего ребёнка. Проблемы очень похожие.
«Я сам!» — вы это помните? Суть осталась та же, ребёнок хочет действовать самостоятельно.
Почему? Потому что идёт интенсивный поиск самостоятельности, а с ним вместе – переоценка ценностей и авторитетов.
С ребёнком начинает происходить цепь внутренних изменений. А внешне они выражаются в тех самых «фокусах», которые так порою изводят вас.
Нам надо понять подростка и помочь ему понять себя.
Что нас ожидает?
Итак, начнём:
- негативизм. Ребёнок отказывается что-то выполнять только по одной причине: потому что делать это предложили ему вы, взрослый человек.
- Упрямство. Настаивает на чём-то не потому, что ему действительно этого хочется, а потому что сам об этом сказал.
- Обесценивание того, что было дорог, привычно, интересно раньше (может сломать игрушку, которую ему не вовремя предложили).
- Строптивость ребёнка направлена не против конкретного человека (папы, мамы), а против принятых в семье норма поведения.
- Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам. Но если во время первого кризиса (в маленьком возрасте) он стремился к физической самостоятельности, то теперь своеволие идёт от того, что он желает осуществлять свои самостоятельные (личные, персональные) намерения.
- Протест, бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребёнок находится в состоянии войны вообще – с окружающими; в постоянном конфликте с ними.
- Деспотизм. Ребёнок стремится властвовать над всеми окружающими. Особенно проявляется деспотизм тогда, когда в семье один ребёнок и ему слишком потакают и опекают его.
(Продолжение следует…)