Как повысить самооценку у ребёнка?
Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое обращение ребёнка, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на его самооценку. Приведу несколько игр – упражнений для формирования положительного отношения к себе.
Игра «У нас всё можно».
Даёт возможность детям с заниженной самооценкой (неуверенным в себе, робким) почувствовать, что они могут добиваться успеха и не бояться оценок от взрослых и других детей. Эгоистичным детям игра даст понять, что их окружают другие люди.
Суть игры в том, чтобы разрешить ребёнку всё, что он захочет, за исключением того, что может быть небезопасным. Можно играть, во что хочешь, бегать и прыгать. Не ругайте ребёнка за случайно разбитые и сломанные вещи. Наберитесь терпения и будьте спокойны.
В конце дня попробуйте обсудить с ребёнком всё, что произошло. Вспомните каждый момент. Обсудите, хороши ли были поступки ребёнка, насколько они соответствовали ситуации: может быть, когда происходили «военные действия», отдыхала старенькая бабушка или папа разговаривал по телефону и т.д. Пусть малыш сам вспомнит ситуации, когда он своим поведением чем-то мешал другим. Попробуйте придумать вместе выходы из этих ситуаций, которые устраивали бы и вас, и ребёнка.
Игра «Посмотрите в зеркало».
Игра поможет ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, расковано, увидеть себя со стороны.
1 вариант: «Зеркалом» может быть родитель. Малыш смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты.
2 вариант: Принцип игры остаётся тем же, но ребёнок должен изображать кого-либо из общих знакомых или участников группы. «Зеркало» указывает, кого изображал ребёнок.
Игра «Меня зовут».
Позволяет получить дополнительную информацию о самооценке ребёнка.
Взрослый предлагает малышу придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросить у ребёнка, почему ему нравиться или не нравиться его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.
Игра «Я и мама (папа, друг и т.д.)»
Даёт возможность ребёнку высказать своё мнение о других людях, подчёркивая положительные качества человека.
Малышу предлагается рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке и т.д. Можно попросить рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание
на последних.
Помните! Ребёнок, берёт пример с членов семьи и других взрослых, учится самооценке и общению со сверстниками. Игры в кругу семьи укрепляют межличностное поведение, как со взрослыми, так и с другими детьми. Играйте с ребёнком!