Подростки. Легко ли ребёнку общаться с вами?

Дорогие родители!

Давайте поговорим о самом трудном возрасте наших детей – подростковом. Он начинается примерно с 11 лет и продолжается все школьные годы. Чтобы разбираться в психологических особенностей детей, надо сначала разобраться в себе. Этот тест поможет вам взглянуть на своего ребёнка и на себя с другой стороны.

 

Здесь представлены разные ситуации. Выберите ответ, который вы считаете правильным. Если ваш ребёнок пока ещё не дорос до этого возраста, просто представьте его взрослым, и представьте вашу реакцию на поведение ребёнка.

 

  1. Ребёнок приходит с собакой после прогулки, отстёгивает ошейник, но лапы ей забывает помыть. Цепочка грязных следов протягивается по коридору. Вы говорите про:

а) про грязные лапы и неуважение к маме:

б) про грязные лапы и тазик с водой.

 

  1. Вы назвали сына «зайчонком», и он тут же, как норовистый конь, на дыбы. А приятеля слушают да улыбаются… Что делать?

а) Обуздать, замечание сделать (лучше на ушко);

б) отшутиться, что «заяц» совсем одичал – выпускаю на волю.

 

  1. Ребёнок принёс за контрольную «пару» (и это – в конце четверти!). Объясняет так: дал списать на контрольной. В результате и ему и соседу поставили «2». Будете давать нагоняй?

а) Нагоняй – не нагоняй, а внушение надо сделать;

б) зачем? Он и так огорчён, будем решать, как исправить.

 

  1. Ребёнок делает домашнее задание по математике. Задачу уже решил, столбик примеров – тоже, а вот со вторым что-то застопорилось. Вы чувствуйте, что ещё немножко – и ребёнок задание бросит. (А надо ведь сделать всё полностью). Что стоит сказать в этом случае мальчику, сыну?

а) Ого, сколько уже решил! Осталось совсем чуть-чуть;

б) интересно, кто победит: ты примеры или примеры тебя?

 

  1. А как стимулировать девочку, чтоб домашнее задание она выполняла с энтузиазмом и до конца?

а) Бросить вызов: интересно, кто победит: ты примеры или примеры тебя?

б) подбодрить, поддержать: ого, сколько ты уже решила! Осталось совсем чуть-чуть…

 

  1. Сын, кажется, приболел. Вы вместе с ним идёте к врачу в поликлинику. Заходите в кабинет, врач спрашивает: «На что жалуетесь?» Кто будет отвечать, вы или подросток?

а) Я.

б) Мой подросток.

 

  1. Ваш ребёнок собирается к однокласснику на день рождение. Вы отпускаете спокойно, потому что:

а) обязательно выясняю, чем они там занимаются и во сколько встречать;

б) знаю номера мобильного и домашнего телефонов приятеля.

 

  1. Какая пословица лучше описывает вашего подростка и воспитательный процесс?

а) Что в лоб, что по лбу.

б) Сам решай, где омут, где край.

 

  1. Вы вернулись домой голодной и – к холодильнику. Открываете дверцу, а там – шаром покати. Как оказалось, дочка с подружками слопали все припасы. Видя ваше растерянное лицо, она спрашивает: «Мам, ты чего такая?» Вы скроете причину своего недовольства?

а) Да, ведь она не из вредности; просто не подумала, что взрослым после работы тоже хочется перекусить.

б) Нет: иначе и в следующий раз не подумает.

 

  1. Несмотря на ваши предупреждения, сын опять бросил футбольный мяч прямо у калитки и поскакал с приятелями. Как лучше сделать?

а) Позвать и заставить убрать.

б) Убрать, и куда подальше (и на недельку «забыть», где он лежит).

 

  1. Знакомы подросток вас спрашивает: «Сколько сейчас время?» Вам хочется его поправить.

а) Вы так и сделаете: надо говорить не «сколько время», а «сколько времени», «который час».

б) Нет, лучше самой ответить чётко и правильно: «Сколько времени? Без десяти два».

 

  1. Вы беседуете с учительницей, ваш подросток стоит рядом. Отправить его в коридор, чтоб там подождал, пока закончите разговор, или нет? Почему?

а) конечно отправить: мало ли что нам надо выяснить.

б) Желательно не выставлять: он будет уверен, что сейчас о нём тако-о-ого (!) наговорят; подростки ужасно мнительны.

 

  1. Ваши дети в своей комнате по собственному чину переклеивают обои, которые кошка начисто ободрала. Надо:

а) Похвалить, что взялись за полезное дело, и объяснить, как надо сделать правильно.

б) Спросить «Помощь нужна?» и без зова не вмешиваться.

 

  1. Вы стали невольным свидетелем того, как мама с дочкой поспорили, и кажется, спор переходит в ссору. Как вы думаете, кто из них должен первым остановиться?

а) Тот, кто не прав.

б) Тот, кто умнее.

 

Результаты.

 

Все ваши ответы – твёрдое «А».

 

А) Энтузиазма ваша реакция/поведение у подростка явно не вызывает. То ли вы держите его за малыша, то ли просто не доверяете… То ли страх за ребёнка слишком силён.

   Тут возможны две причины. Либо вы сопротивляетесь взрослению ребёнка «ну он же ещё маленький». И/или убеждены: «Я взрослый, я умный, слушай сюда».

Подростку с вами не так-то легко: вы почему-то забыли, что дети отличаются от взрослых не только тем, что ростом меньше (и даже если вас уже переросли – всё равно отличаются).

Что делать? Постарайтесь понять, какие возможности и потребности у детей.

 

Вы выбрали все ответы «Б».

 

Б) Кого поздравить: вас или ваших подростков? Думается, и тех и других.

   Как в хорошем оркестре, вы настроены друг на друга. И пусть каждый ведёт свою партию, но в целом мелодия ваших взаимоотношений звучит гармонично.

Может, в душе вы и опасаетесь растущеё самостоятельности ребёнка, но – умеете вовремя себя остановить, понимаете и принимаете её как неизбежность. Недоразумения между вами, конечно, случаются. Но они не огромны, ведь именно трения помогают вам вовремя понять, что надо делать и что менять.

 

Тем, кто выбирал в этом тесте то ответы «А», то «Б» — позвольте дать совет.

   На самом деле с подростком особых трудностей не случается, если родители:

а) понимают, что с детьми происходит (и что и когда от детей ожидать);

б) принимают те естественные изменения, что с подростком случаются;

в) помогают ему, настраиваются своевременно на то новое, что новый возраст с собой несёт.

Подростки находятся между детством и «взрослостью», и в них перемешано и то и другое – сумейте это понять и принять.

Перечтите ещё раз все ответы «Б» и сопоставьте их с ответами «А». Постарайтесь увидеть, почувствовать, в чём же разница. Думается, в уважении и доверии, причём не одностороннем, а взаимном, между родителями и детьми. В тандеме «взрослый – ребёнок», «взрослый – подросток» самое лучшее — равноправие. Но ответственность за отношения всё же лежит на том, кто старше и опытнее, и мудрей.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Православная тизерная сеть